Параметры качества кодека

Параметры качества кодека

Под разрядностями кодека понимаются разрядности входящих в его состав АЦП и ЦАП. Как уже говорилось, разрядности кодеков являются далеко не полными параметрами их аудио качества. Так, кодеки Cirrus Logic CS-4294-KQ и CS-4294-JQ одной компании имеют одинаковые разрядности, но различное качество.

Отметим такой примечательный факт, что параметры 2- и 4-канальных кодеков одного производителя и из одной линейки одинаковы.

Так как ЦАП используется много чаще, чем АЦП, то ограничимся только параметрами ЦАП. Это соответствует параметрам тракта D-A кодека (из цифры в аналог).

Рассмотрим основные аудио параметры качества (они относятся к любому аудио тракту; об определении трактов и их параметров см. подробнее в соответствующем приложении). Эти параметры приводятся производителями кодеков в спецификации, причем для максимальной частоты дискретизации – 48 кГц для AC'97 кодеков (так как в этом случае показатели наивысшие).

DR (Dynamic Range), динамический диапазон.

Это отношение самого сильного сигнала к шуму в присутствии последнего (а шум по свой сути не зависит от сигнала). Измеряется в децибелах. Чем больше диапазон, тем лучше. Хорошими значениями считаются 85 дБ и выше.

Заметим, что это число следует рассматривать лишь как верхнюю планку, ориентир. Дело в том, что, во-первых, измерение производится для чистой синусоиды. Для реального сигнала параметр может быть значительно меньше. Во-вторых, измерение производится для максимального сигнала. Для обычного сигнала средней громкости отношение также будет меньше.

К сожалению, большая часть производителей кодеков приводят не DR, а еще более завышенный параметр S/N (он же SNR) – отношение сигнала к шуму, при этом шум замеряется в отсутствии сигнала, т.е. в еще более искусственных условиях.

FR (Frequency Range), частотный диапазон равномерности воспроизведения

при указанных разбросах. Это тот частотный диапазон, где кривая АЧХ не выходит из заданных границ разброса. Чем больше этот диапазон при заданных границах разброса или чем уже эти границы при заданном диапазоне, тем меньше искажаются частоты сигнала после прохождения кодека. Для хороших кодеков это 20-20'000 Гц при ±0.5 дБ.

Заметим, что более интересной является граница разбросов для всего звукового диапазона 20-20'000 Гц (как это принято в тестовых утилитах).

Очевидно, FR является некоторой “выжимкой” от самой АЧХ и не гарантирует достоверности воспроизведения, которая определяется формой самой АЧХ, а не только величинами разброса.

THD+N (Total Harmonic Distortion plus Noise), коэффициент нелинейных искажений плюс шум.

THD выражает собой уровень искажений, генерируемых самим кодеков (которые пропорциональны сигналу). В THD+N сюда еще включен и шум (по определению не зависящий от сигнала). Оба коэффициента выражается в процентах. Чем меньше коэффициент, тем лучше. Хорошим значением THD+N является 0.02.

Иногда THD или THD+N выражаются в децибелах. Связь между процентами и децибелами дает следующая таблица (которую легко продолжить в силу ее “периодичности”).

THD+N %

THD+N дБ

1

-40

0.9

-40.9151

0.8

-41.9382

0.7

-43.098

0.6

-44.437

0.5

-46.0206

0.4

-47.9588

0.3

-50.4576

0.2

-53.9794

0.1

-60

0.09

-60.9151

0.08

-61.9382

0.07

-63.098

0.06

-64.437

0.05

-66.0206

0.04

-67.9588

0.03

-70.4576

0.02

-73.9794

0.01

-80

0.009

-80.9151

0.008

-81.9382

0.007

-83.098

0.006

-84.437

0.005

-86.0206

0.004

-87.9588

0.003

-90.4576

0.002

-93.9794

0.001

-100

 

2- и 4-канальные кодеки

Хотя в спецификации заявлен один кодек, реально не существует 6-канального кодека. В случае 6-канального адаптера в нем используются 2 кодека, один из которых является 4-канальным, а второй 2- или 4-канальным (и AC'97 контроллер, и шина AC-link это позволяют).

Заметим, что использование 2-х кодеков является избыточным, так как оба, например, имеют по линейному входу, в то время как используется только один. Вместо второго кодека достаточно декодера. Но и его микшер является избыточным, так как микшировать ничего не надо, а громкостью можно управлять на цифровом участке тракта. Поэтому в некоторых адаптерах вместо второго кодека используется ЦАП (обычно от Philips), с подключением его не по AC-link, а по более простой шине I2S.

Текущая ситуация с кодеками

В настоящее время во всех звуковых картах (из рассмотренных), от самых дешевых до дорогих, используются кодеки примерно одного качества. Отсюда важный совет: если карта будет использоваться для проигрывания музыкальных компакт дисков и звуковых файлов (сжатых файлов типа MP3, MIDI, WAV файлов), то достаточно самых дешевых карт (с нужным числом выходов).

В случае дорогих карт вы платите за продвинутую цифровую обработку звука (3D звук, создание MIDI композиций и пр.), а также за цифровые порты.

 

Случайная новость

Кроссовки из фильма "Назад в будущее"

Помните фильм "Назад в Будущее"? А Помните кроссовки, которые были на ногах главного героя, когда он попал в будущее и париля на летающем скейте? Так вот - компания Nike выпускает эти "кроссовки будущего"!

Подробнее ...

Материал о ПК

Музыка из рекламы фотоаппарата Panasonic Lumix GF3

После того как я несколько раз услышал музыку из рекламы Lumix GF3 (в ней официантка, распустив волосы, фотографирует на относительно завидный фотик парочку) мне сразу захотелось её скачать. Интересно?

Подробнее ...


Нажимай!

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Голосуй

Используете ли вы плёнку на сенсорных экранах?
 

Valid XHTML 1.0 Transitional Читать в Яндекс.Ленте